Российская Православная Автономная Церковь, Суздальская Епархия, город Суздаль

Биография Митрополита Суздальского и Владимирского Валентина, Первоиерарха Российской Православной Церкви (1939-2012)

Валентин

Митрополит Суздальский и Владимирский, Первоиерарх Российской Православной Церкви

В миру Анатолий Петрович Русанцов. Родился 3 марта 1939 года в г. Белореченске Краснодарского Края. Отец умер от фронтовых ран, мать тяжело заболела, и Анатолий был отдан в детский дом, откуда в 1947 г. его взяла на воспитание катакомбная христианка Екатерина Буряк, проживавшая в г. Майкопе Краснодарского края по ул. Бутыревская, 67.

В 1952 во время паломничества по святым местам Грузии Анатолий встретился со старцами, давшими ему духовное направление в жизни.

В 1956 году Анатолий возвратился в Белореченск, а затем отправился в Одессу, в Свято-Успенский мужской монастырь где встретился с Митрополитом Нестором (Анисимовым) -- известным просветителем Камчатки, долгое время управлявшим одной из дальневосточных епархий Русской Зарубежной Церкви. Вместе с Митр. Нестором Анатолий уехал в Новосибирскую Епархию и был назначен псаломщиком в с. Большой Улуй, Аченского района Красноярского края.

По просьбе Анатолия в 1957 г. Митр. Нестор направил его в Свято-Духов монастырь г. Вильнюса, перед тем, рукоположив его в сан иподьякона. В этом монастыре Анатолий был пострижен в рясофор.

В 1958 инок Анатолий пострижен в мантию с именем Валентин. Пострижение совершил архимандрит Серафим (Смыков), в свое время принявший рукоположение в священнический сан от Митрополита Антония (Храповицкого).

Архиепископ Ставропольский и Бакинский Антоний (Романовский), получивший хиротонию от Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, рукополагает инока Валентина в сан иеродиакона, а затем в 1960 году - в сан иеромонаха.

Последующее служение о. Валентина проходило в Ставропольской и Владимирской епархиях Московской Патриархии. Он является настоятелем Свято-Успенского храма в Махачкале -- мусульманском центре, где возрождает активную церковную жизнь. В 1970 о. Валентин получает диплом исторического факультета Дагестанского университета. В 1973 заочно окончил Московскую Духовную Семинарию, а в 1979 -- Московскую Духовную Академию, защитив кандидатскую работу, посвященную учению о Священном Предании в посланиях Св. Ап. Павла.

В 1973 году архимандрит Валентин прибывает на служение в Суздаль, настоятелем Казанского храма, где не было священника в течении пяти лет и приход обслуживался духовенством из г. Владимира. Он возрождает приходскую жизнь, привлекает к богослужению молодежь, используя свои дипломатические способности и влияние для того, чтобы оградить церковную жизнь от вмешательства безбожных властей. Однако в 1977 году власти вынудили общину покинуть храм, находившийся в центре на Торговой площади города и переместиться в другой -- более удаленный.

Все эти годы проходят в непрестанных трудах по налаживанию церковной жизни и в борьбе с безбожными властями и начальством МП, неоднократно пытавшимися ограничить архимандрита, вместо "выставки" для туристов, создававшего в Суздале крепкую общину верующих.

В 1987 властями и возглавителями РПЦ МП было воздвигнуто гонение на архимандрита Валентина, прежде всего - за его нелицеприятные высказывания об отсутствии религиозной свободы в СССР во время поездки с лекциями по Америке. Несмотря на многочисленные протесты верующих Архим. Валентин был переведён в г. Покров, а затем был уволен за штат.

Столкнувшись в ходе этих событий с цинизмом и ложью в самой верхушке Московской Патриархии о. Валентин принимает решение о выходе из МП. За ним последовали духовенство и верующие его прихода. 7 апреля 1990 г. совершился выход суздальских верующих из Московской Патриархии. Они были приняты под омофор Русской Зарубежной Церкви.

4 октября того же года архим. Валентин был назначен экзархом Архиерейского Синода РПЦЗ на территории СССР.

10 февраля 1991 года в Храме преподобного Иова Многострадального в Брюсселе - памятнике Святым Царственным Мученикам состоялась хиротония архимандрита Валентина во Епископа Суздальского и Владимирского. Хиротонию совершили Архиереи Русской Зарубежной Церкви: Архиепископ Антоний Женевский, Архиепископ Марк Берлинский, Епископ Варнава Канский и многолетний помощник великих первоиерархов РПЦЗ, оказавший неоценимую помощь в становлении Российской Церкви Епископ Григорий (Граббе).

Труды Епископа Валентина, направленные на укрепление Российской Церкви, устройство ее внутренней жизни, оформление юридического статуса, твердость позиции в отношении МП навлекли на него как ненависть патриархии, безбожников и их агентов-политиканов, так и зависть многих собратьев из епископов РПЦЗ, утративших прежний дух ревности по Бозе.

После того, как Зарубежная Церковь в лице Епископа Варнавы, представителя Архиерейского Синода в Москве, связала себя с фашиствующей организацией "Память", после обращения к украинскому "патриарху" Владимиру с просьбой принять ЗЦ в молитвенное общение и после резкого протеста Епископа Валентина, начались многочисленные вмешательства архиереев РПЦЗ в дела Суздальской Епархии. Общей целью этих вмешательств было оторвать от нее приходы и скомпрометировать предстоятеля. Одновременно в Синоде РПЦЗ начали раздаваться громкие голоса против Епископа Валентина. Архиепископ Марк Берлинский стал на путь непримиримого борца против Российских Архиереев и в частности против Епископа Суздальского. К рассмотрению принимались доносы самого абсурдного содержания, а в июле 1993 г. еп. Валентин был, в нарушение канонов и даже без объяснения причин, уволен на покой (каноны вообще не допускают такого наказания архиереев, как их насильственное увольнение на покой).

В этих обстоятельствах Епископ Валентин принял самые энергичные меры, чтобы оберечь возрождающуюся Российскую Церковь от разрушения. В марте 1994 года создаётся Высшее Церковное Управление Российской Православной Церкви (как то предписано указом № 362 св. Патриарха Всероссийского Тихона), которое принимает меры по упорядочению положения в епархиях, фактически брошенных священноначалием РПЦЗ на произвол судьбы. Эти меры были горячо поддержаны церковным народом, увидевшем во вл. Валентине своего надежного и благоразумного возглавителя.

Зимой 1994 года состоялось временное примирение с Синодом РПЦЗ на Соборе в Лесненской обители, ставшее возможным благодаря готовности Епископа Валентина (в результате потрясений, пережитых на этом соборе, тяжко заболевшего) идти на огромные компромиссы во имя мира церковного, однако вскоре обнаружилась неискренность зарубежных архиереев, в феврале 1995 г. обрушивших на российских архиереев антиканонические прещения. В связи с этим в июне 1995 года было восстановлено Временное Высшее Церковное Управление Российской Церкви под руководством Архиепископа Лазаря (Журбенко), приняло решение о прекращении административного и канонического подчинения Архиерейскому Синоду РПЦЗ, в связи с многочисленными каноническими нарушениями, возведенными в систему.

Решением ВВЦУ под председательством Архиепископа Лазаря (Журбенко) епископ Валентин был возведен в сан Архиепископа.

В 1996 году был создан Архиерейский Синод Российской Православной Церкви. Тем самым Российская Церковь окончательно определила свое самостоятельное каноническое бытие в качестве самоуправляющейся части поместной Российской Церкви.

В 2001 году, решением Архиерейского Синода РПАЦ Архиепископ Валентин возведен в сан Митрополита с правом ношения двух панагий и признан Первоиерархом Российской Православной Церкви.

Митрополит Валентин руководит всеми делами: определяет общую церковную политику, заботиться об упорядочении приходской жизни и подборе достойных кандидатов в пастыри, оберегает церковное достояние перед лицом гражданских властей, обращает самое пристальное внимание на развитие в Российской Церкви духовного образования, наставляет паству своими учительными посланиями, надзирает, а часто и лично участвует в восстановлении переданных Церкви храмов. Владыка Митрополит совершает богослужения в храмах Суздаля и совершает пастырские поездки по всей России и за ее пределы. Огромное отеческое внимание Митрополит Валентин уделяет воспитанию детей в Воскресной школе при Цареконстантиновском соборе, опекает суздальских детей как благотворитель и духовный наставник.

Он известен, как краевед и автор статей, книг по истории города, архитектуры и его святынь за что он и был избран почетным гражданином города Суздаля.

Подписаться на RSS-ленту новостей